Продвижение клиники

Создание и продвижение сайта клиники широкго профилья г. Москва.

Задача: Сменить дизайн, наполнить и продвинуть сайт клиники.
Цель: Получение 10-15 звонков в день от потенциальных пациентов.

Основное направление клиники: флебология и пластическая хирургия. Старый сайт клиники имел посещаемость приблизительно 30 человек в день, однако не давал звонков. Требовался не только редизайн, но и наполнение, составление семантического ядра и оптимизация для закрытия посетителей и улучшения позиций в поисковой выдаче.


Этап 1. Глубокий анализ рынка услуг и разработка стратегии

Самое главное в продвижении клиники - это выбор правильной стратегии с самого начала. Нужно четко и ясно понимать в каком направлении нужно двигаться, выявить возможные сложности и хорошо себе представлять рынок услуг. Более того, нужно знать каждого конкурента в лицо, именно это позволит сэкономить много времени и денег на дальнейшем развитии и продвижении сайта. 

С первой трудностью, с которой нам пришлось столкнуться - это высокая конкуренция ключевых запросов:

конкуренция запросов

Конкуренция ключевого запроса по статистике сервиса Мутаген. Минимальная 1, максимальная > 25.

Более того, при попытке найти низкочастотные ключи с меньшей конкуренцией, мы все равно попадали на достаточно высокий уровень сложности продвижения:

уровень конкуренции Мутаген


Разработка семантического ядра и написание медицинских статей

Из-за высокой конкуренции в основных направлениях клиники не было смысла разбивать ключевые запросы по уровню конкуренции, так как все они были достаточно сложны для продвижения. Поиск "longtail (запросов с хвостами)" мы оставили на потом для блога, так как основные страницы услуг должны быть написаны исключительно для потенциальных пациентов, но никак не для поисковых систем. Это очень частая ошибка, когда СЕО специалисты плохо понимают специфику медицинского маркетинга и продвигают сайт клиники по принципу сайта по продаже окон ПВХ. Если в другом направлении можно писать различные глупости и на них никто не обратит внимания, то в нашем случае нужно вдумчиво писать каждую фразу, ведь пациент читает все. А если наша страница дает посетителей на сайт, но не дает пациентов в клинику, то нам она совершенно ни к чему. 

Отличным примером человеческой глупости и работы СЕОшников, которые "продвигают" клиники и сайты медицинской тематики служит запрос "липоЛИФТинг груди":

липолифтинг груди

Все мы знаем процедуру "липоФИЛИНГ" или "Фэтграфтинг", но кто то решил, что липолифтинг будет назвать ее вернее. Можно понять, когда эта процедура описана в блоге для блондинок, но это же встречается на сайтах клиник. А все по тому что кто то когда то написал эту глупость, а сотни горе копирайтеров бросились эту статью переписывать снова и снова. Но это еще семечки, ведь Вы представить себе не можете сколько поступает звонков с просьбой увеличить грудь ботоксом или подтянуть нос нитями для подтяжки лица. И люди все это читают в Интернете, а что самое ужасное, они читают это не только в бестолковых блогах, но и на сайтах клиник и твердо уверены, что такие процедуры существуют. 

Дизайн и структура сайта

Когда Вы разрабатывали сайт своей клиники, о чем Вы задумывались? Дизайнер думал о красоте и сочетании цветов, верстальщик думал о скорости и адаптотивности сайта, программист о функционале, а кто думал о посетителях сайта? 90% сайтов, с которыми нам приходится сталкиваться работают на 10-15%, это статистика. Нам самим ни раз приходилось сталкиваться с тем, когда "эффективный менеджер" требовал от нас поставить на страницу прыгающих дельфинчиков, или падающие снежинки. Как правило, в таких случаях мы снимаем с себя ответственность за дальнейшую конверсию трафика и количество звонков в клинику.

Когда мы работали над структурой сайта нашей клиники, то для разработки посадочных страниц услуг мы привлекали психологов, чтобы точно знать что ищет потенциальный пациент и заставить его звонить именно в нашу клинику, а не закрыть окно браузера и искать дальше. Было составлено несколько макетов страниц, которые выглядели примерно так:

продающая страница

Приведу пример одного блока "Иллюзия". Вот примерный диалог, который был у нас с одним из менеджеров клиники:

Мы: Зачем к Вам заходят на страницу по увеличению груди?

Менеджер: Чтобы найти специалиста и клинику и увеличить грудь

Мы: А Вы идете в магазин за хлебом, чтобы купить хлеб, чтобы у Вас дома был хлеб?

Менеджер: Нет, я иду в магазин и покупаю хлеб, чтобы его скушать на ужин

Мы: Верно, может быть тогда логичнее рассуждать, что девушка, которая зашла на страницу по увеличению груди не просто хочет увеличить грудь, а хочет найти мужа или любовника, хочет наладить расстроившуюся в браке сексуальную жизнь?

Менеджер: ...

Именно для этого и создаются психологические блоки на каждой странице сайта. Дайте поверить девушке, что завтра она найдет мужа и она не будет читать о том, как проходит операция, под каким наркозом и как трудна будет реабилитация. Она возьмет телефон и запишется на консультацию. 

Вы должны ясно понимать чего хотят Ваши пациенты и обещать им это. Не нужно обещать то, что обещают все: лучшие цены, индивидуальный подход, высококлассные специалисты. Это пишут на каждом сайте, а вот попытаться понять что нужно Вашим пациентам - это уже сложнее, но результаты не заставят себя ждать, если Вы просто задумаетесь и сделаете не так, как у всех, а так, как того требуют Ваши посетители. Вы должны понимать, что посетитель Вашего сайта - это Ваша прибыль, а заплатит он Вам или нет, зависит исключительно от Вашего подхода к нему. 

Этап 2. Внешняя оптимизация, работа над имиджем клиники

Прежде всего нужно отметить, что на момент начала нами работы над сайтом, он уже имел определенную ссылочную массу. В основном это были ссылки с аггрегаторов, веб директорий и локальных сайтов. Смысла в таких ссылках особого не было, они практически не влияли на позиции в выдаче, потому возник вопрос расстановки внешних ссылок на сайт. Конкуренция в медицинской тематике очень высокая, а при анализе сайтов конкурентов, мы увидели, что все покупают ссылки в больших объемах. 

Покупка ссылок - дело очень неблагодарное. Сегодня ссылка может положительно влиять на Ваши позиции в выдаче, а завтра сайт-донор может попасть под фильтры и ссылка будет только вредить. Мы решили пойти немного другим путем:

  1. Покупка сайтов. Мы стали покупать сайты медицинской тематики на различных биржах. Сайты были молодыми, но при дальнейшей работе над ними очень положительно влияли на позиции основного сайта.
  2. Ссылки в СМИ. Главное преимущество этих ссылок то, что эти сайты никогда не попадают под фильтры. Я не имею ввиду ссылки с сайтов, которые просто копируют новости с других СМИ. Если Вы решили покупать ссылки, то стоит все же обратить внимание на то, как долго существует данная площадка и какие новости она публикует.
  3. Форумы. Для эффективного продвижения и для получения дополнительного трафика на сайт, мы находили тематические обсуждения на медицинских форумах и направляли людей на сайт нашего клиента. В большинстве своем ссылки с форумов имеют атрибут "nofolow", однако по ним переходят люди и они очень неплохо разбавляют общую ссылочную массу.

Общая статистика по ссылкам у нас стала выглядеть примерно так:

ссылочная масса

Плавнй рост количества ссылок - это тоже немаловажный фактор

Тип ссылок и тематика сайтов-доноров:

тип ссылок

Обратите внимание на тематику сайтов - доноров. И количество ссылок без анкоров. 

Помимо прочего, Вам стоит обратить внимание на количество ссылок. За все время на сайт было поставлено порядка 60 ссылок, в то время, как у конкурентов их больше 500, однако и позиции и трафик у нас постоянно растут, в то время, как конкуренты сильно пострадали при обновлении алгоритмов Яндекса. Единственный и самый главный вывод, который Вы должны сделать, что при покупке ссылок важно не количество, а качество. Нельзя купить хорошую ссылку с сайтов, которые сделаны для того, чтобы эти ссылки продавать. Всегда нужно искать варианты и придумывать что то новое, только тогда Вы можете рассчитывать на хороший результат. Конечно, можно вывести сайт в ТОП поисковых систем, закупив несколько сотен ссылок, но Вы так же быстро потеряете позиции, как и их получили.

Результаты поискового продвижения

Давайте посмотрим на динамику роста поискового трафика нашего проекта:

динамика роста трафика

Неравномерность роста посещаемости связана с сезонностью. Для люого направления существуют "мертвые месяцы", это отлично видно на нашем графике.

Когда были достигнуты хорошие результаты по количеству посетителей и звонков клиники, мы поставили задачей обеспечение дальнейшего роста позиций сайта без нашего участия. Для этого было написано порядка 40 тематических статей для блога. На базе сайта клиники был создан блог, задача которого состояла в демонстрации жизни и развития сайта поисковым системам. Еще одной задачей блога было небольшое расширение семантического ядра, где мы планировали получать посетителей, которые бы улучшали поведенческий фактор сайта. То есть статьи должны были быть интересными, познавательными, отвечать на все вопросы посетителей и заставлять их проводить больше времени на сайте, переходя по ссылкам и читая статьи блога.

Околотематический блог 

Любой сайт должен жить, а точнее демонстрировать признаки жизни для поисковых систем. Мы не раз сталкивались с тем, что сайты, которые регулярно наполняются свежей информацией, будь то новости медицины, или авторские статьи специалистов, продвигаются значительно легче и быстрее, чем сайты, которые были заброшены. И Гугл и Яндекс любят, когда сайт систематически обновляется. В этом и состоит основная задача блога. 

При помощи блога можно решить следующие задачи:

  • улучшение поведенческих факторов
  • расширение семантического ядра сайта
  • придание большего веса той или иной услуге при помощи ссылок
  • получение естественной ссылочной массы с других сайтов

Предположим, что Вы предоставляется услуги в области пластической хирургии. У Вас есть полноценный сайт, где подробно расписаны каждая процедура и каждая операция. Кто на Вас будет ссылаться? Таких сайтов очень много, максимум - это рекомендации на форумах от Ваших пациентов, но это большая редкость. А если Вы перевели статью с какими то новыми и интересными исследованиями в Вашей области, то Вас начнут цитировать и ссылаться не только люди, но и СМИ и другие специалисты.

Именно это и было достигнуто при помощи блога, который мы создали на сайте. Мы улучшили поведенческие факторы и получили несколько очень сильных ссылок с научных журналов. Далее сайт вышел на этап саморазвития. То есть в наших услугах заказчик более не нуждался. Сайт сам постоянно рос в позициях и приносил больше и больше пациентов.

Имидж клиники

За долгое время работы в медицинской сфере мы пришли к выводу, что как бы Вы не старались, что бы Вы не делали, всегда будут люди, желающие поставить Вам палки в колеса. Есть несколько основных проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться:

  1. Аггрегаторы - мошенники. Это так называемые сайты отзывов. Создаются они с одной целью - получение с Вас денег. Работает это примерно так: создается сайт с тысячей клиник, на каждую клинику пишутся отрицательные отзывы. Конечно, Вы связываетесь с администраторами этих сайтов и объясняете, что знать не знаете людей, которые пишут о Вас плохо. Вы и не догадываетесь, что это пишется самими администраторами, или их сотрудниками. Администрация соглашается удалить отзывы, но за определенную плату. Если Вы заплатите, то завтра будет еще 10 похожих сайтов с отрицательными отзывами о Вас. Это их способ зарабатывать. В суд Вы можете обратиться, но это дополнительные расходы средств и времени, а максимум, что Вам удастся сделать - это удалить отзывы с одного конкретного сайта. Но завтра появится другой такой же сайт все с теми же плохими отзывами. 
  2. Бывшие сотрудники. Все мы сталкивались с такого рода проблемой. Вы уволили специалиста, а он чтобы отомстить принялся истерично писать везде отрицательные отзывы о Вас. На всех возможных форумах, на региональных сайтах и так далее. Опять же избавиться от таких отзывов можно только в судебном порядке. 
  3. Конкуренты. Вы даже не представляете, сколько к нам обращаются людей с просьбой оставить отрицательные отзывы о той или иной клинике. Как правило, это молодые клиники, или те, кто понимают, что Вас им иначе не превзойти. Конечно, мы отказываем в данном случае, но полно сервисов в сети, которые на этом специализируются.
Решение

Мы решили действовать по следующему методу: "Не можешь победить - возглавь". Как правило, под каждый большой проект, мы создаем ветку на нашем медицинском форуме. Следом, по запросу "Ваша_Клиника отзывы" мы выводим наш форум на первые позиции поисковых систем. Таким образом, люди, которые переходят из поисковых систем видят исключительно положительные отзывы, а все попытки недоброжелателей оставить заказной отзыв пресекаются. Все отзывы модерируются и ветка постепенно разрастается отзывами благодарных клиентов. Это самый дешевый и эффективный вариант контролировать имидж Вашей клиники в сети.